ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ
ГОСПОДНЯ
г.СЕВСК.
И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду
ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
(Лев.26.11.12)
Русская Православная Церковь в течение тысячи лет формировала духовно-нравственный облик российского народа. Но последнее время наше общество проживало в мире деформированных ценностей: без прошлого, без Бога. Ныне же пришла пора оглянуться и сказать честно о том, что же с нами русскими было и что стало. Мы сами обрубили корень, от которого росли, превратившись в «иванов, не помнящих родства», способными плясать на отеческих гробах.
Сегодня есть надежда на духовное возрождение нашей Родины, возрождение национального самосознания ее народа. Россия вспоминает о своей национальной культуре, своей истории. У нас появилась возможность сличить свое нравственное состояние с состоянием общественной нравственности наших предков, и увидеть каким путем мы идем, путем ли ревнителей праведности или пагубным путем грешников, не заботящихся о покаянии и спасении души. И на пути этого возрождения особое место занимает – Православный Храм, как органическая часть Богозданной вселенной. Как преддверие Неба на земле. Сколько их поруганных, оскверненных до сих пор стоят, как немой укор, нам теперешним жителям земли Русской. Забота о возрождении и восстановлении Домов Божиих лежит на нас. Но первый шаг, это строительство храмов Божиих в наших сердцах. А это не возможно без Веры, которая без любви «ничто есть». Любовь к своей семье, предкам, малой Родине, это первая ступень на пути к любви к Богу.
Храм – хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви. Молитвами простых тружеников укреплялась и возрастала Русская земля, и каждый храм отмечен особой Божией благодатью, несет в себе добродетели и лучшие национальные черты нашего народа.
Храм в честь Вознесения Господня города Севск расположен в северо-восточной части города на высоком берегу реки Сев. На храм ориентирована улица, которая в прежние времена носила имя Вознесенской, а в более раннее время - Дворянской, а еще раньше эта часть города именовалась Казацкой или Ямской слободой.
Среди храмов города, храм в честь Вознесения Господня один из древнейших. На месте теперешнего каменного находился деревянный, история которого восходит к началу ХVII века. Первоначально этот храм посвящен был в честь и память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Память этого события празднуется Православной Церковью 13(26) сентября. В документах ХVII-ХVIII веков храм именуется Воскресенским или церковью Обновления. О постройке храма в честь Обновления точных данных нет. Можно предполагать, что устройство храма произошло не ранее 1618 года.
После Деулинского перемирия, присланный в Севск воевода Иван Васильевич Козлов с подъячим Терентием Евфимьевым нашел город в развалинах и без служилых людей. Из Новгород-Северска отошедшего к Речи Посполитой, в Севск были переведены служилые люди: 200 стрельцов, 111 казаков конных и 14 пеших, пушкарей 25 человек, затинщиков 25 человек, воротников, кузнецов и плотников 11человек, и 112 человек «без бою»[1]. В это же время, не желая оставаться под владычеством польского католического духовенства, в Севск переселялись и лица духовного сословия. Способствуя заселению города Севска, Московское правительство благоприятствовало построению в нем храмов и обеспечивало их причты земельными наделами.[2]
Где пробуждалась жизнь, там вырастал храм Божий, который становился душой этого места. В грамоте царей Петра и Иоанна Алексеевичей говорится, что в 1619 году два попа – Иван да Дмитрий «покинули Новгород-Северск, домы свои, животы и вотчины и рыбные ловли (потому что город отошел к Польше), пришли в Севск и устроили две церкви – одну Николы Чудотворца, а другую Параскевы Пятницы». Таким образом, эти два храма были первыми после восстановления города от «литовского разорения».[3]
Следовательно, мы можем предположить, что возведение храма в честь Обновления произошло в период от 1620 до 1628 годов, переселившимися в Севск казаками. Это было время бурного строительства в городе. В подтверждение той мысли, что храм был, воздвигнут переселившимися казаками, говорит тот факт, что издревле в храме существовал придельный алтарь, освященный во имя Святых мучеников Флора и Лавра. В православной традиции, особо почитают этих святых те, кто занимается коневодством.
В приходных окладных книгах «жилых данных церквей» Патриаршего Казенного Приказа, которые велись с 1628 по 1746 годы, упоминается храм в честь «Воскресения Христова да в приделе святых мученик Флора и Лавра». Оклад данных денег с церковными пошлинами, положенными на каждую церковь с числа приходских дворов и количества и качества церковных земель, по переписным книгам с 1628 по 1678 составлял для храма в честь Воскресения Христова: «по окладу дани 15 алтын, 2 деньги; десятильничих и заезда 2 алтына». В 1678 году оклад прибавился и составлял 1 рубль.4 деньги; с 1710 по 1746 годы церковные пошлины составляли 1 рубль 42 копейки.[4]
Смоленская война (1632-1634 гг.), в которой севчане принимали активное участие, вписала полную трагизма, но героическую страницу в историю города. В связи с этими событиями имеется еще одно документальное упоминание о храме в честь Обновления храма в честь Воскресения Христова в Иерусалиме.
1 марта 1634 года польско-литовское войско под руководством князя Иеремии Вишневского и гетмана Луки Жолкневского подошло к Севску. В течение трех недель держало город в осаде - «приступающе жестокими приступы, со всеми огнестрельными зажигательными хитростьми и подкопы, хотяще до основания разорити и всякого осадного народу многие тысячи душ, горькой смерти и расхищению предати…» Посредством выстрелов и зажигательных снарядов поляки произвели пожар в городе, среди прочих сгорел храм в честь Обновления храма Воскресения Христова.[5]
В том же 1634 году стараниями приходского священника Гавриила церковь возрождается, о чем свидетельствует храмозданная грамота Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа: «Божиею милостию, се аз смиренный и великий господин Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея Руси. Бил нам челом Северского городка Камарицкой волости поп Гавриила, а сказал: в нынешнем де в 142 году приходили де Польские и Литовские люди и храм во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа сожгли, и ныне де пения нет, и нам бы его пожаловать, благословити велеть ему на новый храм лес рубити и с того лесу воздвигнути новый храм во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа, да в приделе святых мученик Флора и Лавра, и антиминс дати и освятити. И аз смиренный и великий господин святейший Иоасаф патриарх Московский и всея России, Северского городка Камарицкой волости попа Гавриила пожаловал, благословил велел ему на новый храм лес рубити из того лесу воздвигнуть новый храм на новом месте во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа да в приделе святых мученик Флора и Лавра, а старово храму престольное место, обрубив, покрыти и землею насыпати и крест над ним поставити, чтоб тому старому престольному месту никакая нечистота не прикасалася, и как тот новый храм во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа, да в приделе святых мученик Флора и Лавра совершится и на тот храм и на придел велети б ему и антиминс дать и осветить тот новый храм и придел попу с диаконом по правилам святых Апостол и святых отец порознь, а царские двери были б не в одном брусу. Писана на Москве лето 7142 г. августа в 23 день».[6]
Храмозданная грамота Святейшего Патриарха Иоасафа является ценнейшим источником, который донес до нас не только имя первого строителя и священнослужителя Гавриила, но и много других сведений. Из грамоты видно, что первый храм в честь Обновления, сгоревший во время осады в 1634 году имел два Престола. Основной Престол в честь Обновления храма Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме и в приделе Престол в честь святых мучеников Флора и Лавра. И что второй возобновленный храм был поставлен на новом месте.
Переписная книга 1646 года, составленная по Указу царя Алексея Михайловича, князем Никифором Федоровичем Мещерским, упоминает шесть ружных, (то есть с Государевым жалованием) храмов:
1) Соборный, не называемый по имени, в котором служил протопоп Левонтий Ермолаев.
2) Во имя Святого Пророка Илии, и попа Тимофея.
3) В честь Воздвижения Креста Господня, и попа Исаию Алексеева.
4) Во имя Архистратига Божия Михаила, и попа Василия.
5) В честь иконы Божией Матери «Знамение», и попа Феодора.
6) Во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы, и попа Димитрия.[7]
Не упоминаются среди 6-ти севских храмов, храм в честь Обновления, как не состоящий на Государевом жаловании, но на основании Патриаршей грамоты мы имеем возможность к упоминавшемся храмам, присоединить 7-й, во имя Обновления храма Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме.
В июне 1654 года для города Севска произошло неординарное событие. Его посетил проездом Антиохийский Патриарх Макарий, которого сопровождал сын, архидиакон Павел Алеппский. Последний составил описание этого путешествия, в котором есть восторженные отклики о севской крепости и его храмах: «Мы поднялись и проехали через середину крепости, где проходит дорога. Крепость великолепна, с чрезвычайно прочными башнями и с многочисленными большими пушками, размещенными одна над другой, с широкими и глубокими рвами, скаты которых обложены деревом, с деревянной двойной стеной. Мы дивились на эти укрепления и постройки, ибо крепость эта прочнее каменной: и как могло быть иначе, когда это крепости царские и укрепляются постоянно? Затем нас ввезли во вторую крепость, так же со стенами, башнями, рвами, потом в третью, которая еще больше, крепче и неприступнее первых двух. Перед ней наш владыка патриарх вышел из экипажа, а из крепости вышли ему навстречу священники и диаконы с кадильницами в царских облачениях, с древними иконами, унизанными жемчугом, и с золотыми крестами. Наш владыка окропил их святой водой, при этом колокола всех церквей, что внутри этих крепостей гудели».[8] Внутри крепостей Павел Алеппский насчитывает десять храмов; в их числе монастырь, а также и храм в честь Воскресения.[9]
Более обстоятельные сведения о храмах города Севска и состоявших при них причтах сообщаются нам переписными книгами 1711 г.
«1711 года февраля в 27 день. По указу Великого Государя царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца и по наказу Севского Коменданта Григория Алексеевича Котловского, за подписанием руки его велено Севскому подъячему Даниле Игнатьеву сыну Савищеву в Севске в городе и посаде всех церквей попов и дьяконов и церковных причетников переписать…»[10] По этой переписи среди 11-ти церквей Севска значится: «Церковь Обновления храма Воскресения Христа Бога нашего приходская.
Во дворе поп Петр пятидесяти трех лет, у него жена Марья сорока девяти лет.
Во дворе поп Григорий сорока лет, у него жена Ирина сорока лет, да сын дьячок Иван
Во дворе дьячок Стефан
Да оные же попы и дьякон платят по окладу в той церкви данные деньги и казенные платежи и за десятичные доходы всего по рублю по двадцати алтын. Да полоняночные с трех дворов по восьми денег с двора, да на покупку драгунских лошадей по девяти Рублев и два алтына по четыре деньги, да Московским полковым попам по гривне на год».[11]
В 1744 году жителям Севска представился случай видеть в своем городе дочь Петра Великого, Императрицу Елизавету Петровну, которая совершала путешествие из Москвы в Киев к Святым местам.
В этой поездке ее сопровождали цесаревич великий князь Петр Федорович, и его невеста, великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая Императрица Екатерина II). Сам проезд через Севск состоялся в начале августа, причем сначала проехал наследник со своею невестою, потом прибыла сама Елизавета.
Остановилась Императрица в доме дворян Шагаровых, который перед этим «был вымыт и выдержан, чтобы духу не было». Придворным храмом был назначен храм в честь Обновления, находившийся недалеко от временного дворца. В знак царственного молитвенного посещения и монаршей милости, на Царских вратах было повелено установить Государственный герб – двуглавого орла, а над крестом храма царскую корону. На местной иконе Пресвятой Богородицы долгое время сохранялся золотой перстень, дар царицы, с драгоценным камнем синего цвета.[12]
Из храмовых святынь, сохранявшихся в храме в честь Вознесения Господня, до начала ХХ века, от периода ХVII века, нужно отметить местные иконы Спасителя и Божией Матери древнего письма, по преданию дар царя Михаила Федоровича в древний храм Обновления. Из предметов храмовой старины: «1). Евангелие на полуалександрийской бумаге, обложенное серебром весу 4 фунта 70 золотников, московского издания 1698 года, листов 503. 2). Храмозданная грамота Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Иоасафа 1634г. на устройство храма Обновления (размер грамоты 3 ½ вершка ширины и 1 аршин и 1 вершок длины). 3). Старинная икона Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, размер 1 аршин 6 вершков в ширину и 3 аршина 8 ¾ вершка в длину, - икона весьма разнообразная и сложная по расположению изображений: вверху, с левой стороны – стол с восьмиконечным крестом, кругом в облаках херувимы, цветы, на столе раскрытая книга со словами: «Святися, святися новый Ерусалиме»[13], под этим изображением – распятие Господне (крест восьмиконечный), влево от распятия вверху – солнце в виде круга (О), с права луна – в виде человеческого лица, за крестом стена с узорами, по бокам креста – Богоматерь Мария, Апостол Иоанн Богослов и Лонгин сотник в воинской одежде; далее внизу изображение Господа Саваофа, беседующего с Адамом и Евою в раю; под этим – изображение Апостола Павла в узах, видящего небесный свет над храмом; над Апостолам юноша с мечом, вправо от этого изображения – пред группой израильтян Моисей со скрижалями у скинии и жертвоприношения (огонь, приношение и заклание овна); над скинией надпись: «Егда поставиша Моисей сень и принесоша 12(BI) колену во обновление жертвеннику дары своя, все еже отец яко ум умысли и сын яко слово содела», рядом со скинией, храм, устроенный Соломоном, с четырьмя колоннами и полукругами, над которыми грандиозно высится крыша храма; между колоннами изображение царя Соломона в короне и пророка Аарона пред пятью хлебами и курящейся кадильницей; за жертвенником ангел, за ним занавес с образом Знамения Богоматери, Соломон и Аарон с воздетыми руками. Над храмом изображение Господа Саваофа и Святаго Духа в воздухе среди распростертых крыльев. Над скинией образ пророка Исаии, в руке его свиток с надписью: «Нацаток слова Господня, рече Господь». Рядом с этим образом среди волнующегося моря два острова, на одном церковь с Апостолом Иоанном Богословом, имеет одну главу с восьмиконечным крестом, на другом – церковь с Апостолами Петром и Павлом, имеет три главы с восьмиконечными крестами; Апостолов окружают язычники, слушающие их проповедь о Христе, Над этими церквами надпись: «Обновляются убо острови и от язык их церкви устроями, якоже Исаию прочтохом еже Бога разумеем, Исаия разумети непщующе славного благоверия воскликающе». Среди волн моря виднеются плавающие люди, очевидно ищущие спасения у корабля церковного. Над морем и островами выдается большого размера изображение храма с тремя главами; в храме ряд литургистов и составителей церковно-христианских песнопений, В одном нижнем ряду изображены: Царь Давид в короне и на троне, в руке его свиток с надпись: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и Дух прав…»[14]; преподобный Иоанн Дамаскин так же со списком, на котором написано: «О тебе радуется всякая тварь, ангельский собор и человеческий род»[15]; Святой Роман со свитком, имеющим надпись: «Ныне возносите о имени Твоем вси языцы быша»; преподобный Косьма Маюмский, в его руках свиток с следующей надписью: «Подобашен амо яко без беды страхоме»; тут же есть образы и других лиц, только без имени. Над этим рядом церковных песнопевцев возвышается ряд литургистов христианской церкви; этот ряд возглавляет Святой Апостол Иаков, Брат Божий, с восьмиконечным крестом на голове; крест Святой Апостол держит руками, а два диакона в цветных стихарях поддерживают его; по правую сторону Апостола – Святой Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов, по левую – Святой Василий Великий. Над этим храмом по левую сторону изображены Святые Екатерина, Димитрий, Уар, Иоанн и Моисей. Наконец по правую сторону от всех этих изображений следуют изображения событий христианской жизни – Сошествие Спасителя во ад, явление Господа ученикам вместе с Апостолом Фомою и другие явления Господа ученикам, распятие Апостола Петра в Риме (головой вниз), вверху всех этих изображений образ Святой Троицы (в виде трех ангелов)». Из скомбинированных изображений на иконе вытекает замысел исторически представить идею Христовой Церкви на земле, начиная с ветхозаветных времен и оканчивая новозаветной священной историей.[16]
В церковно-административном отношении Севск входил, с начала XVII века до 1721 года, в Патриаршею Область, которая была преобразована, после упразднения Патриаршества, в Синодальную область. Центром Епархиального управления Синодальной области оставалась Москва с особою Дискастериею или Канцелярией Святейшего Правительствующего Синода, а вместо Епархиального Архиерея, каким в прежнее время был для этой Епархии сам Патриарх, теперь назначался в Москву один из Архиереев – членов Святейшего Синода.
В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, из Синодальной области учреждена самостоятельная Московская Епархия, под управлением местного Архиерея, которому предоставлен титул «Московского и Владимирского». В состав Московской Епархии вошла и Севская провинция.
21 марта 1748 года на Московскую Кафедру был возведен Архиепископ Платон (Малиновский). 11 мая того же года ему объявлено было Высочайшее повеление титуловаться «Московским и Севским», что оказало Севску невиданный доселе почет.[17]
14 июня 1764 года по расписанию Епархий Российской Церкви, для лучшего управления делами обширной Московской Епархии, была образована Севская Епархия в виде Московского викариатства. Московскому Епархиальному Архиерею велено титуловаться - «Московским и Калужским», а викарию его – «Севским и Брянским» а с 1788 года «Севским и Орловским»..В состав Севской Епархии вошли: Севск, Брянск, Трубчевск, Карачев, Рыльск, Путивль, и Белополье и два города из Коломенской Епархии: Орел и Кромы с уездами, всего в количестве до900 церквей.[18]
К этому периоду относится строительство каменного храма в честь Вознесения Господня, который заменил собой древний храм в честь Обновления.
Чьим старанием и иждивением был сооружен храм, точно сказать нельзя, так как документальных сведений об этом не сохранилось. Можно предположить, что строительство производилось на средства прихожан, бывших в то время числом около 400 душ и людей состоятельных, как это видно из исповедных росписей, которые хранились в храме еще в начале ХХ века.[19] По преданию, которое сохранялось среди прихожан, храм в честь Вознесения построен на новом месте, а место старого храма было занято садом дворян Воейковых. С конца XIX века собственность Севского Духовного Училища.[20]
К сожалению, в виду отсутствия документов периода строительства храма, мы, не имеем возможности, узнать имя священнослужителя, при котором проходило строительство и освящение храма. В ревизских сказках за 1782 г. указан священник Георгий Григорьев 72 лет. Судя по возрасту в 1765 г. ему было 55 лет. Исходя из этого, можно предположить, что в его служение, был устроен храм в честь Вознесения Господня.
Под Престолом главного Алтаря, на небольшом деревянном кресте была надпись, которая гласила, что храм в честь Вознесения «освещен Преосвященным Тихоном Епископом Севским и Брянским, при державе Императрицы Екатерины II Алексеевны и Наследнике Ея Павле Петровиче, 1765 года, Октября 30 дня, на день свв. Зиновия и Зиновии»[21]. Колокольня первоначально имела один нижний ярус каменный, а остальная ее часть, была деревянная; в таком виде она была до 1830 года, когда с разрешения Епископа Орловского и Севского Никодима (Быстрицкого † 1839.) от 5 февраля 1830 г. вместо деревянной постройки произведена каменная.[22]
Время окончания постройки храма и его освящение совпало со временем учреждения Севского викариатства. Первым Епископом Севским и Брянским, викарием Московской Епархии был Тихон (Якубовский † 1786.), личность во всех отношениях замечательная. По прибытию на Севскую Кафедру Преосвященный Тихон обратил строгое внимание на образ жизни и поведение духовенства, настаивая особенно на церковном благочинии и благоговейном отправлении Божественных служб. Как внимательно и строго относился Преосвященный к малейшим отступлениям от установленного им порядка при Богослужении, показывает следующий его указ от 1766года: «Вознесения Господня церкви пономаря Никифора сын меньший, при нашем священнодействии, часы читал без испрошения на то дозволения, и видно по научению своего отца, а к тому ж и оный сын обучен неисправно; и дабы оной Никифор не точию в нашу домовую церковь, но и в другия приходския церкви не отваживался посылать и без дозволения что-либо делать не научивал, за то в Консистории оштрафовать его, Никифора, по разсуждению своему, и обовязать подпискою, чтобы впредь не учинил того или тому подобнаго». [23]
По ревизии 1782 года в штате храма в честь Вознесения Господня числится дьячок Никифор Михайлов 55 лет и дьякон Иван Никифоров 29 лет, фигуранты выше приведенного указа Преосвященного Тихона. Дьякон Иоанн Никифоров в 1795 году был рукоположен во священника. По ревизии 1811 года он значится по фамилии Тимонов. Умер священник Иоанн Тимонов 20 апреля 1829 года в возрасте 78 лет[24].
По Ревизской сказке от 5 июня 1811 года, в штате храма в честь Вознесения Господня значится вновь прибывшим после 9-й ревизии, дьячок Аким (Иоаким) Филиппов 26 лет. Вот какое сообщение мы находим о нем в Очерке Севского Троицкого монастыря и жизнеописании игумении Паисии: «Отец Иоаким священствовал при церкви Троицкого девичьего монастыря более 40 лет. В старческой простоте своей он был, любим и уважаем всеми. Не только монастырские сестры, но и городские семейства, приезжие, монахи и священники имели его духовником своим. Он всегда молился с особым чувством о упокоении души императора Александра I, поминая часто Его смирение, как Его Императорское Величество, целуя крест, поцеловал и у него руку, когда, при проезде своем в Таганрог в 1825 году, принимал встречу у святых ворот монастырских. Каждый раз слезы навертывались на глазах старца, когда он рассказывал кому-либо об этом. Скончался он в 1856 году апреля 8 дня, напутствованный всеми христианскими таинствами с упованием на Бога». [25] В Очерке описан еще один случай произошедший с отцом Иоакимом, который ярко характеризует религиозно-нравственное состояние наших предков. В монастыре был обычай в праздники в честь Креста Господня, крест на аналое украшать васильками, которые потом раздавали верующим. «Однажды монастырский священник Иоаким Филиппов небрежно взял веточку травы сей и, положил в свою табакерку, забыл о том. В ночь он почувствовал сильные лихорадочные припадки. Познав свое согрешение, он понудил себя придти в церковь и, исповедав пред всеми свой поступок, приложился ко кресту и тут же получил исцеление. Он любил вспоминать и рассказывать это происшествие для пользы прочих».[26] В Государственном Архиве Брянской Области сохранились Метрические книги храма в честь Вознесения Господня горда Севск, за 1828 – 1844 годы. (Ф.249. Оп 1. Д. 168). По записям в Метрических книгах в период с 1828 по 1839 годы Таинства и требы в храме, неоднократно совершал священник Троицкого девичьего монастыря Иоаким Филиппов.
По Ревизским сказкам за 1782 и 1811 годы, и записям Метрических книг, мы можем установить имена священнослужителей того времени, служивших в храме в честь Вознесения Господня города Севск:
1. Священник Георгий Григориев, в 1782 году указан в возрасте 72 лет, вдов.
2. Священник Петр Стефанов, в 1782 году ему было 54 года, умер в 1798 году.
3. Священник Иоанн Тимонов. До 1795 года был диаконом, с 1795 по 1829 священником.
4. Священник Сафроний Гаврилов в 1796 году ему было 45 лет, вскоре был переведен в полк военным священником, по увольнении из полка переведен в село Евдокимовку Севской округи на священническое место.
5. Священник Стефан Семов, служил до 1828 года.
6. Священник Петр Грузинский, служил с1829 года по 1832 год.
7. Священник Александр Леонов, служил с 1833 года по 1839 год.
8. Священник Матфей Ильинский, служил с1839 года. До 1844 года в Метрических книгах есть записи о совершаемых им Таинствах и требах. Можно предположить, что отец Матфей и после 1844 года продолжал служение в храме в честь Вознесения Господня.
С 1865 года стали издаваться Орловские Епархиальные Ведомости, в которых в Официальном отделе печатались сообщения о священнических и дьяконских хиротониях, назначениях, наградах, печатались некрологи. По публикациям ОЕВ удалось частично установить имена священнослужителей храма в честь Вознесения Господня города Севск:
1. Священник Петр Мусатов, умер в 1865 году.
2. Священник Феодор Успенский, упоминается в 1867 году.
3. Священник Алексий Голубев, служивший с 1883 года по 1890 год.
4. Священник Василий Семеновский, служивший с 1890 года по 1900 год. Умер 17 февраля 1900года.
5. Священник Андрей Говоров, служивший с 30 июня 1900 года по 1920 год.
6. С 1920 года по 1926 год протоиерей Александр Дмитриевский.
Из мирян много потрудившихся во славу Божию, нужно отметить долгого бессменного старосту храма в честь Вознесения Господня города Севск, купца 2-й гильдии Гордия Ильича Трухина, который за заслуги по духовному ведомству, был награжден Императором, 19 января 1891 года медалью «за усердие» на Станиславской ленте.[27] Особо упоминается Соборный прихожанин Севский купец Василий Михайлович Корчагин, умерший 22 мая 1902 года, который на украшение Вознесенского храма пожертвовал не менее 2000 рублей.[28]
Необходимо отметить что по расписанию Высочайше утвержденному 17 января 1876 года храм в честь Вознесения Господня был приписан к храму в честь Казанской иконы Божией Матери города Севск.[29] И находился в таком положении до 18 февраля 1883 года, когда определением Святейшего Синода был вновь открыт самостоятельный приход с причтом из настоятеля и псаломщика.[30]
В храме в честь Вознесения Господня было устроено два Престола: в главном алтаре в честь Вознесения Господня, левый придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1883 году устроен и третий Престол в приделе, во имя Святого Великомученика Пантелеимона, при священнике Алексии Гавриловиче Голубеве и церковном страросте Гордие Ильиче Трухине. Придел святого Пантелеимона благословил устроить Епископ Ювеналий (Карюков / Корюков † 1882), а освещен протоиереем Иосифом Михайловичем Святским.[31]
Из предметов храмовой старины ХVIII в., находившихся в храме в начале ХХ века, следует отметить: 1. Евангелие на простой бумаге, обложенное серебром веса 104 зол. 1778 г. 2. Евангелие также на простой бумаге, обложенное серебром весом 30 зол. 1774 г. 3. Святой Потир 1749 г. В алтаре хранилась икона Корсунской Божией Матери, замечательная по живописи и работе венца, по времени написания относится к середине ХVIII в.
Нельзя не упомянуть про образ Знамения Пресвятой Богородицы с серебряным небольшим крестом на серебряной цепочке. В кресте находилось шесть помещений, а в них несколько свертков бумаги, в которых, как нечто дорогое, ценное, святое было сокрыто.
В начале ХХ века один из прихожан Вознесенской церкви Григорий Андреевич Андреев, которому в то время было около ста лет, рассказывал, что он был крепостным у дворянки Шегаровой, прихожанки Вознесенского храма, очень благочестивой и богобоязненной женщины. Икона Знамения и крест с мощами хранились в семье дворян Шегаровых, как родовая святыня. И вот эта икона была передана барыней в храм, и Андреев, будучи в то время подростком, сам переносил икону. Вот его рассказ: «В одно время пришел к барыне какой-то монах, совсем ей незнакомый, и как барыня была добра и ласкова ко всем, любила поговорить о святом. Когда речь зашла о Святых мощах, то монах ей сказал: - Напрасно вы имеете в своем доме мощи – им место в храме!… Барыня в свое оправдание сказала монаху: - Ко мне многие приходят больные, приносят детей, страдающих младенческими припадками, и просят спустить водицы с креста. По просьбе, я и делала это для них, и когда воду эту употребляли больные и умывались ею, то многие, особенно дети, выздоравливали! Но монах убеждал не беречь святыню дома, а сейчас же просил отнести икону с крестом в церковь. Барыня послушалась добрых слов неизвестного инока, позвала меня и отправила с иконою в церковь». С тех пор икона находилась в алтаре.[32]
В ризнице Вознесенской церкви в начале ХХ в. хранились облачения – ризы из серебряной парчи, ветхие, относящиеся к ХVIII в., которые свидетельствовали о славном прошлом храма.
На день Вознесения Господня совершался Крестный ход. Вот как он описан в Церковной летописи: «Обычно ход следовал из Градского Успенского Собора к Казанской церкви, куда шел по Киевской улице на пути, соединившись со святынею Троицкого женского монастыря, а от Казанской церкви, во всем этом составе, ход следовал к церкви Вознесения Господня, где после обычной встречи, ход со всею святынею входил в храм, а по окончании Божественной Литургии и молебна, отправляемого всем духовенствам, которое участвовало в Крестном ходе, в том же порядке направлялся обратно к тем храмам, откуда был совершен».[33]
О том, как выглядел храм снаружи и внутри повествует Метрика, составленная в январе 1887 года: «Церковь продолговатая, столпообразная, одноапсидная. Алтарь без граней. Длинна – 47 аршин, ширина – 12 аршин. Стены кирпичные, середина залита известковым раствором, кирпич обыкновенный, весу неизвестно. Стены находятся в первобытном состоянии. Клейм на кирпиче нет. Связи железные. Стены гладкие без украшений. Посредине церкви есть поясок из кирпича. На колокольне во втором ярусе, с четырех сторон изображены три Святителя и Николай Чудотворец. Карнизы есть, сделаны в виде поясков и зубчиков. Кровля шатровая железная, выкрашена медянкою. Глава железная позлащена. Кресты четырехконечные, цепей и значков нет. Окна узкие, у алтаря – три (вышина 2 арш. шир. 1½), на храме с северной и южной стороны по шесть окон меньшей величины, вверху полукружия прямые, снаружи с прямыми карнизами, с железными решетками. В трапезе в приделах по два окна. Дверей три – деревянные. Церковь внутри квадратная, в виде палаты, алтарь отделен каменной стеной, с тремя дверями. Трапеза в виде палаты. Пол деревянный, в алтаре из плит каменных. Иконостас старинный, деревянный, резной. Резьба на деревянном поле, пять ярусов. Царские врата из двух створов – резные, позлащены. Деревянная солея, на две ступени выше помоста в храме. Внутри церкви стены все гладкие, украшений никаких нет. В иконостасе иконы старинной живописи. Иконы Спасителя и Божией Матери в 1883 году обновлялись и позлащены. Колокольня построена в одно время с церковью. Вход в колокольню с наружи. В колокольне в стене устроена караулка. Колоколов шесть. Первый отлит в Москве на заводе купца Д. Самгина».[34]
В 1910 году была проведена страховая оценка храма, в которой говорилось: «Каменная, оштукатуренная, покрыта железом, зеленою масленой краскою. Длинна церкви с колокольней – 48 аршин, ширина – 19 аршин, вышина до верха карниза – 9 аршин. Одна большая глава и одна малая (над алтарем). Окон больших – 21шт., малых – 4 шт., дверей наружных створчатых, обшитых железом – 3 шт., внутренних – 3 шт. Иконостас в холодной церкви, два иконостаса в теплой церкви. Печь одна с железными коробами. Колокольня в три яруса. Общая высота до верха карниза – 27 аршин. Построена в 1765 году. Ветха. Сторожка церковная, каменная – 1900 года. Ограда церковная каменная с 39 железными простенками по 4 аршина длинны каждый. В ограде 1 железные ворота, 2 калитки».[35]
Что касается посещения храма высокопоставленными лицами, то помимо императрицы Елизаветы Петровны, Вознесенский храм посещал граф Дмитрий Андреевич Толстой обер-прокурор Святейшего Синода (1866-1880гг.), который при посещении сказал, что местные образы Спасителя и Божией Матери, дар царя Михаила Федоровича, пожалованный им еще в древний храм Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, замененный настоящим в честь Вознесения Господня.[36] А 4-го октября 1893 года, доктор-гемеопат Дмитрий Семенович Трифановский. Последний, осматривая окраины города, зашел в Вознесенский храм и восхищался иконостасом, называя его великолепным.[37]
Посещали храм и Епископы, Орловские и Севские: 20 сентября 1892 г. Преосвященный Мисаил (Крылов, † после 1918). В этот день проходило освящение храма во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Севском Духовном училище. Из храма в честь Вознесения Господня был совершен Крестный ход со Святыми мощами, при освящении училищного храма. 21 августа 1897г. Преосвященный Митрофан (Невский, † 1899). В январе 1900 г. Преосвященный Никанор (Каменский, † 1910). В 1903 году 5 – 8 сентября Севск посещал Преосвященный Ириней (Орда,† 1904), который, совершая Божественную литургию в Севском Свято-Троицком девичьем монастыре, посвятил в стихарь псаломщика храма в честь Вознесения Господня В. Соломина. В 1906 году, 12-15 июня храмы Севска обозревал Священномученик Серафим (Чичагов, память совершается 28 ноября), в то время Епископ Орловский и Севский. В июне 1911 года храмы Севска обозревал Преосвященный Григорий (Вахнин, † после 1919г.). А в сентябре 1912 года жители Севска вновь имели радость лицезреть своего Владыку прибывшего на празднование 300 летия Севского Свято-Троицкого Женского монастыря. Нет сомнения, что и ране епископы посещали Вознесенский храм, но об этом не сохранилось сведений.
В начале XX века в состав прихода Вознесенского храма входили улицы: Вознесенская - верхняя, средняя и нижняя, Набережная и несколько домов на Киевской улице. Прихожане, почти все мещане, из дворян было только две семьи. По исповедным росписям прихожан числилось: мужского пола - 171 душа, женского – 180 душ, обоего пола 351 душа. Род занятий прихожан - преимущественно торговля. Настоятель храма священник Андрей Говоров отмечал, что прихожане отличались усердием к храму Божиему, долг исповеди и Святого Причастия выполняли все, за исключением отсутствующих. Поминовение умерших родственников совершали довольно часто. Раскольников и сектантов в приходе не было, прихожане все и всегда были православные. Каких либо видов суеверия среди них не замечалось.[38]
Малочисленность и бедность прихода привела к тому, что он вновь стал приписным, теперь уже к градскому Собору в честь Успения Пресвятой Богородицы. И хотя прихожане неоднократно возбуждали ходатайство об открытии самостоятельного прихода, такое положение сохранялось вплоть до 1918 года. В 1918 году на основании нового законодательства общество верующих Вознесенского храма заключило договор на пользование зданием храма и храмовым имуществом[39]. В конце 1919 года председатель Брянской Губернской Чрезвычайной Комиссии обратился в Севский Уисполком о предоставлении списков духовенства, членов их семей и монашествующих. В списке, датированном 29 марта 1920 года, указан священник Вознесенского храма Говоров Андрей Алексеевич с семьей из девяти душ. Священник Андрей Говоров, спасаясь от репрессий, вынужден был покинуть Севск[40]. А после закрытия женского Троицкого монастыря в 1921 году в Вознесенском храме стал служить Александр Дмитриевский бывший до этого монастырским священником. По воспоминаниям старожилов в сторожке храма в честь Вознесения Господня жила последняя настоятельница Севского Троицкого монастыря игумения Лидия (Бергман, † 1930). Храм стали посещать для молитвы, оставшиеся в Севске бывшие насельницы монастыря. В 1923 году по просьбе прихожан из закрытого монастырского Троицкого Собора в храм в честь Вознесения была передана чудотворная икона Божией Матери «Молченская»[41]. В июне 1925 года Секретариат Президиума Уисполкома обратился в Севскую милицию с требованием предоставить информацию «не превратилась ли Вознесенская церковь в обслуживающую почти исключительно бывших монахинь ликвидированных Троицкого и Спасского монастырей»[42]. В ответ на этот запрос рапортом сообщалось, что более половины всех посещающих Вознесенский храм, бывшие монахини[43]. В 1925 году игумения Лидия и основная часть монахинь перешли под окормление православного священника Петра Кавказского, настоятеля Севского Успенского Собора, в связи с тем, что Александр Дмитриевский был сторонником «обновленчества». В 1926 году обновленец Дмитриевский был изгнан из Вознесенского храма прихожанами, а храм вскоре был закрыт. Во время оккупации Севска (октябрь 1941 - август 1943), храм использовался как тюрьма. Во время боев по освобождению города здание храма сильно пострадало. После войны в нем хранили торф, который использовали для отопления школы. К концу 90-х годов руины храма представляли жалкое зрелище. Полностью были утрачены колокольня и Алтарная апсида, над трапезной частью храма не было крыши, а на стенах выросли березы.
В июле1999 года уроженец города Севск Михайлов Н.В., бывший в то время первым заместителем министра обороны РФ, испросил благословения у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на восстановление храма в честь Вознесения Господня. Уже 4 июня 2000 года возрожденный храм был освящен малым чином Высокопреосвященным Мелхиседеком (Лебедевым), Архиепископом Брянским и Севским, и в храме начались регулярные Богослужения. 29 марта 2003 года состоялось освящение Престола и храма в честь Вознесения Господня. Торжественный чин освящения возглавил Епископ Брянский и Севский Феофилакт.
[1] Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Севска и его уезда. Сборник Орловского церковно-исторического археологического общества. Т.II. Орел 1906.С..26.
[2] Пясецкий Г.М. История Орловской Епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел. 1899. С. 107-108.
[3] Святский Д.И. Севск и его прошлое. В Литературно-историческом сборнике. С.Пб. 1912. С. 196.
[4] Севской десятины жилые данные церкви 7136(1628) – 1746 гг. Материалы для истории церквей Орловской Епархии. Вып.I. Москва. 1904. С. 5.
[5]Святский Д.И. Севск и его прошлое. В Литературно-историческом сборнике. С.Пб. 1912. С 195.
[6] Пясецкий Г.М. История Орловской Епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел. 1899. С.110.
[7] Город Севск по Переписной Книге 7154 (1646) года в кн. Труды Орловской Ученой Архивной комиссии. Орел 1891.Вып.II. С. 29-30.
[8] Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XYII века описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Г.Муркоса. Москва Изд-во «Общество сохранения литературного наследия». 2005. С. 207.
[9] Там же.
[10]Переписка Севских: гарнизона, попов и подъячих нынешняго 1711 году. В кн. Труды Орловской Ученой Архивной комиссии. Орел 1891 Вып.III. С.36.
[11]Там же. С.38.
[12] Святский Д.И. Севск и его прошлое. В Литературно-историческом сборнике. С.Пб. 1912. С. 201-202.
[13] Первая строка ирмоса девятой песни Пасхального канона.
[14] Псалтирь. Кафизма 7. Псалом 50. Стих 12.
[15] Первая строка гимна Иоанна Дамаскина включенного в Литургию Василия Великого.
[16] Попов Ф. Вознесенская церковь в г. Севске. Сборник Орловского церковно-археологического общества Т.II. Орел 1906. С. 3-5.
[17] Пясецкий Г.М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения в его пределах самостоятельной Епархии. ОЕВ. 1885. №6.С. 338-403.
[18] Святский Д.И. Севск и его прошлое. В Литературно-историческом сборнике. С.Пб. 1912. С.202.
[19] ГАБО. Ф.249. Оп.1. Д.246. л.47. Летописи церквей города Севска.
[20] Там же. Л. 47 об.
[21] Там же. Л.47.
[22] Попов Ф. Вознесенская церковь в г. Севске. Сборник Орловского церковно-археологического общества Т.II. Орел 1906. С.2.
[23] Преосвященный Тихон Якубовский, Епископ Севский, Воронежский и Суздальский. 1764-1786 ОЕВ 1896. С 1220.
[24] Все даты до 14 февраля 1918г., с которого декретом СНК от 25.01 1918г. вводился новый стиль, указываются по старому стилю.
[25] ОЕВ. 1872г. Очерк Севского Троицкого монастыря и жизнеописание игумении Паисии. С. 113-114.
[26] Там же. С. 113.
[27] ОЕВ. №9. 1891. С.595.
[28] ГАБО. Ф.249. Оп.1. Д.246. Л. 46 Летописи церквей города Севска.
[29] Там же. Л.49об.
[30] ОЕВ. №9. 1883. С.548.
[31] ГАБО. Ф.249. Оп.1. Д.246. Л.47об.-48.. Летописи церквей города Севска
[32] Там же. Л. 48 об. – 49.
[33] Там же. Л. 49об.
[34] ЛОИА. Разряд III. Д.4500. Метрика, январь 1887г.
[35] ЦГИА. Ф.799. Оп. 33. Д.1223. Л. 5.
[36] ГАБО. Ф.249. Оп.1. Д.246. Л.48об. Летописи церквей города Севска.
[37] Там же. Л. 49об.
[38] Там же. Л. 46-46об.
[39] ГАБО. Ф. 484. Оп. 1. Д. 443. Л. 149 об.
[40] В 2005 году в Севск приезжала внучка отца Андрея Говорова. Она рассказала о том, что ее дедушка умер в городе Томск в 1942 году.
[41] ГАБО. Ф. 484. Оп. 1. Д. 334.Л. 86-86 об.
[42] ГАБО. Ф. 484. Оп. 1. Д. 443. Л. 149-149 об.
[43] Там же. Л.151.